Умнова Юлиана Юрьевна
воспитатель
Театральная деятельность в детском саду и дома
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, которое близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр помогает познать мир и себя, выразить свое отношение к добру и злу, преодолеть неуверенность, застенчивость, расширяет кругозор детей, формирует социальные навыки. Совершенствуется и речь ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется лексикон, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность в детском саду включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Но и дома родители могут устраивать театрализованные игры, игры-драматизации и ставить театральные постановки.
Существуют различные виды театров, многие из которых можно создать своими руками.
- Театр игрушек
Это самый простой вид театра. Особенно эффективен в использовании с 0 до 3 лет.
Например: Мягкая игрушка пришла в гости, знакомится с ребенком. При этом малыш учится правилам поведения, ведет диалог с игрушкой.
Мочалка в ванне тоже может стать игрушкой, которая в диалоге привьет ребенку гигиенические навыки.
Важно, чтобы речь была внятной, голос менял тембр и высоту. Подрастая, он сам будет придумывать и разыгрывать сюжеты с игрушками.
- Театр на столе (настольно-плоскостной)
Позволяет разыгрывать сказочные сюжеты, различные по сложности. Ребенку приходится придумывать свой голос для различных персонажей. Такая игра развивает и воображение, и речь.
Вариантом такого театра является театр-матрешка, в котором персонажи прячутся друг в друге
- Би-ба-бо
Кукле присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут смеяться, плакать, кричать, обижаться. Используя куклы би-ба-бо, невозможно играть молча. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, так как отождествляют себя (свою руку) с куклой. В то же время куклы помогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека.
- Теневой театр
Силуэтные картинки можно сделать из бумаги, картона и собственных ладошек. Предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики, согласованности движений кисти и пальцев рук. Теневой театр развивает навык действия с воображаемыми предметами, развивает умение импровизировать.
- Пальчиковый театр
Это возможность расположить сказку на ладошке у ребенка. Можно любого персонажа надеть на пальчик и оживить стихи, сказки, потешки. Эта игрушки разовьет интонацию, способности в передаче образа героя из сказки. Несложно сделать пальчиковый театр из бумаги.
Фантазируйте и творите вместе с детьми. Создайте с ними
- театр ложек
- театр на прищепках
- стендовый театр (на фланелеграфе или магнитной доски)
- театр оригами
- конусный театр
- театр-топотушки
или придумайте свой.
- Драматизация
Это самый разговорный вид театрализованной деятельности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей; ролевые диалоги; инсценировки. Происходит развитие памяти, внимания, воображения. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность. Происходит коррекция поведения. Особенно детям нравятся костюмы, пусть сами придумывают (в зависимости от возраста) и пытаются воплотить свои эскизы в жизнь. Это прекрасно развивает фантазию, навыки рукоделия, усердие, да и просто весело и интересно.