СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
Целью деятельности ГБДОУ по проблеме сохранения здоровья детей является реализация имеющихся ресурсов для формирования здоровой, социально адаптированной личности дошкольника.
Основные задачи:
- Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
- Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;
- Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
- Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;
- Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
Функции медицинского блока:
- осмотр детей врачом, медсестрой ГБДОУ, проведение антропометрии.
- осуществление профилактических прививок, инъекций по назначению штатного врача-невролога.
- проведения курсов лечебного массажа по назначению штатного врача-невролога.
Оздоровительное пространство ДОУ включает в себя и оборудование, позволяющее осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:
Оборудование:
- Бактерицидные лампы,
- Разнообразное спортивное оборудование (в физкультурном зале),
- Оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в т.ч. физкультурные уголки и спортивные комплексы),
- Атрибуты для подвижных игр,
- Оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале),
- Оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале),
- Мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, шведская стенка, арки и кольца.
Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения.
Для этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:
- Соответствующая освещенность помещений.
- Правильно подобранная и расположенная мебель (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской, левосторонняя освещенность).
- Соблюдение температурного режима, графика проветривания и влажной уборки помещений перед занятиями.
- Чередование активных и малоактивных видов деятельности детей
(в том числе, физминутки на занятиях или минутки отдыха).
- Чередование активных и малоактивных видов занятий в расписании (лепка – физкультурное).
- Чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели.
- Соблюдение длительности занятий согласно нормам СанПиН и Основной образовательной программы.
- Соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами СанПиН и Основной образовательной программы.
- Максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между занятиями соответствует возрасту детей, нормам СанПиН и Адаптированной образовательной программы.
Все данные:
- по заболеваемости;
- по группам здоровья;
- по уровню сформированности физических качеств;
- по адаптации детей к условиям ДОУ
систематизируются в течение нескольких лет, что позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольников, обозначать основные проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно – ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.
В процессе решения проблем здоровья дошкольников педагоги тесно взаимодействуют с медицинскими работниками: старшая медсестра, медсестра массажа, диетсестр, врач-невролог и врач-педиатр из детской поликлиники.
Задачи совместной работы педагогического и медицинского персонала ДОУ:
- Обеспечение единого подхода к сохранению и укреплению здоровья ребенка.
- Осуществление систематической оздоровительной и профилактической работы с детьми.
- Осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ.
- Проведение медико-педагогических наблюдений за методикой физического воспитания и закаливания дошкольников, за соответствием нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
- Организация медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ.
- Осуществление просветительской работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.
Деятельность воспитателей, медицинских работников, инструктора по физическому воспитанию, педагогов-психологов, учителей логопедов, учителей-дефектологов, музыкальных работников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей.