СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Рекомендации воспитателя ГБДОУ №14 Василеостровского района ПРОКОПЕНКО Ольги Петровны
Социально-личностное развитие ребенка в контексте решения задач интеграции в общество и социальной адаптации каждого ребенка является актуальной и проходит через:
- развитие игровой деятельности детей,
- формирование опыта безопасного поведения,
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным),
- формирование ощущения семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу,
- формирование представлений о труде взрослых и опыта собственной трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду и к труду других людей.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит в семье. Именно родители, семья в целом, часто того не замечая, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей. Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только, как надежное убежище от невзгод. Но и его модель. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия.
Задачи социально-личностного развития решаются:
- в повседневной жизни (привлечение внимания детей друг к другу, оказание помощи друг другу, участие в коллективных делах),
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, где осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности,
- в процессе самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и пр.,
- в процессе специальных игр, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстников, о системе социальных отношений.
Совместная деятельность родителей с детьми первостепенна: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсий, прогулки, сопровождаемые рассказами, родителей, пояснениями, беседами.
Рекомендации родителям:
Играйте с детьми. Игра – это не забава. В играх ребенок получает много знаний и умений, усваивает новые слова, нормы поведения, развивает речь.
Через ролевую игру ребенок вступает в общение со взрослыми, со сверстниками. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве.
Устанавливаем через игру простейшие родственные отношения в семье: «Я и папа», «Я и мама», «Я и бабушка» «Я и дедушка» и т.д. Обыгрывать заботливое отношение членов семьи друг к другу. Общие праздники в семье (Новый год, день рождения, жизнь семьи: покупка продуктов в магазине, прогулки в парке, поход в цирк, в гости и т.д.).
Через игру учим вежливости, здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками, говорить вежливые слова, учим жалеть друг друга, договариваться и уступать, знакомить с поступками: хорошо – плохо, красиво – некрасиво и т.д.
Родителям предлагается один из приемов чтения сказок: проводить беседы по прослушанным произведениям, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), аппликаций, лепных поделок и др.
Русская народная сказка «Колобок» (адаптированная)
Цель: развивать поэтический слух, воспринимать образное содержание устного народного творчества, работать над выразительностью речи, передавая характер персонажа, учить сопереживать героям сказки.
Задачи: передавать голосом и интонацией характеры персонажей, уметь сопереживать, воспитывать любовь к устному народному творчеству, обогащая словарный запас, речь. Закрепить знания по элементарным математическим представлением, прямой и обратный счет через один, состав числа 8, 9, решение примеров со знаком <, >. Учить составлять простые задачи на сложение, вычитание. Учить описывать геометрические фигуры по характерным признакам, использовать описание с частицей отрицания – не. Развивать логическое мышление, внимание через игру по блокам Дьенеша.
Оборудование: куклы – пальчиковый театр. Блоки Дьенеша, раздаточный материал по математике, настольный деревянный конструктор.
Воспитатель – К нам в гости прикатился Колобок.
Колобок – Здравствуйте, дети, из какой я сказки? Можно мне с вами познакомиться?
Дети – Да, садись рядом.
Воспитатель – Дети, пользуясь счетным материалом, считают по порядку, затем через один по прямому и обратному счету. Потом, используя счетный материал: кружочки, треугольники, закрепляют состав числа 8,9. Решают примеры со знаком больше или меньше. Например: Что больше 2 или 5. На сколько? Дети отвечают и выкладывают решение – что меньше 7 или 5, на сколько? Что больше 3 или 6, на сколько? Что меньше 8 или 5, на сколько?
Составляют задачи, пользуясь наглядным материалом.
Например: на тарелке лежало 5 яблок, мама положила еще 3 яблока. Сколько яблок стало на тарелке? Решение выкладывают и объясняют.
Колобок – Спасибо, ребята, я многому у вас научился. Хочу теперь поиграть.
Дети – Хорошо, иди к нам.
Игра «Давайте познакомимся». Дети рассчитываются по порядку (закрепляется порядковый счет) и рассказывают о себе, показывают фигуру.
Например:
Я – треугольник.
Я – красный.
Я – большой.
Я – тонкий.
Все дети познакомились.
Физминутка – игра «Спорт ребятам очень нужен. Мы со спортом крепко дружим. Спорт – здоровье, спорт – помощник, спорт – игра. Физкульт – Ура!» Дети добегают до линии и кладут геометрические фигуры на пол. Затем игра повторяется, но дети уже забирают свою фигуру.
Колобок – Очень интересно! Мне у вас понравилось, но я хочу отправиться в путешествие.
Дети – Смотри, колобок, будь осторожен. Ты румяный, красивый, вкусный – тебя может скушать хитрая лиса.
И покатился колобок.
Ведущий – Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц (ребенок надевает куклу на руку и обыгрывает персонажа).
Заяц – Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок – Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.
Все дети помогают, поют руками:
Я колобок, колобок
Я по коробу скребен
По сусеку метен
На сметане мешен.
Да в масле пряжон
На окошке стужен
Я от дедушки ушел
Я от бабушки ушел
А от тебя, заяц, подавно уйду!
И покатился по дороге только заяц его и вдел.
Воспитатель – Дети, колобок, заблудился, помогите ему найти дорогу.
(Цель: ориентировка в пространстве).
Ребенок идет по заданию:
- Прямо сделать 3 шага,
- повернуть налево, сделать 2 шага,
- повернуть направо, сделать 3 шага,
- влево шаг всторону,
- два шага назад.
Воспитатель – Молодец! Выручил колобка, сделал все правильно.
Ведущий – Катится, катится колобок, а на встречу ему серый волк.
Волк – Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок – Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (песню поют все дети руками).
Ведущий – Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь!
Медведь – Колобок, колобок я тебя съем (песню поют все дети).
Колобок – Где тебе косолапому съесть меня! (дети все дружно поют песню).
Ведущий – И опять покатился колобок только медведь его и видел!
Катится колобок, а на встречу ему лиса.
Лиса – Колобок, колобок, куда катишься?
Колобок – Качусь по дорожке.
Лиса – Спой мне песенку колобок!
Дети поют песню.
Воспитатель – Ребята, надо запутать лису и помочь колобку.
(Цель: учить кодировать информацию с частицей не, развивать речь).
Дети берут блоки по одному и называют их качества с частицей не.
Цель: учить описывать геометрическую фигуру, указывать на характерные признаки отрицательно.
Я – не квадратный.
Я – не желтый.
Я – не большой.
Цель: кодирование информации с частицей «не» так, чтобы его никто не узнал.
2. Игра с блоками Дьенеша на развитие логического мышления, внимания, памяти. Умение решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Дети разбиваются по подгруппам: по 3 ребенка в каждой группе, каждой группе дается до 5-ти карточек, на карточках закодирована информация о свойствах геометрических фигур. Дети выполняют задание: найти не такие фигуры, как эта. (Дети должны удерживать в памяти до 5-ти свойств).
Я не круглый, не красный, не толстый, не маленький и т.д. (Все дети).
Два ребенка строят домик колобку из деревянного конструктора, по представлению, проявляя творчество, фантазию. Колобок прячется в домике.
Воспитатель – Молодцы, ребята, спасли колобка от лисы!
Русская народная сказка
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (адаптированная)
Задачи: учить понимать образное содержание и идею сказки, предавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
Оборудование: листы бумаги, книга со сказкой «Гуси-лебеди» с красочными иллюстрациями, карандаши.
Воспитатель – Что такое сказка?
Дети отвечают.
Воспитатель – Какие сказки о животных вы знаете?
Дети отвечают.
В сказочных историях не только с животными случаются разные необыкновенные события. В сказках встречаются волшебные существа: Баба Яга и всякие лесные чудовища.
Послушайте русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
После рассказывания сказки проводится беседа с использованием иллюстраций.
Беседа по содержанию сказки
◙ О ком рассказывается в этой сказке?
◙ Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси-лебеди»?
◙ Кто они такие?
◙ Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого – потом.
◙ Как вы думаете, почему ни печка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке вначале?
◙ Расскажите, что произошло в избушке Бабы Яги.
◙ Расскажите, как окончилась сказка.
◙ Вы беспокоились о девочке? Почему?
◙ Как бы вы назвали эту сказку по-своему?
Воспитатель – Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку. Давайте попробуем вместе.
Побежала девочка. И кого она сначала встретила?
Дети – Печку.
Воспитатель – Нарисуем печку.
Кого встретила девочка после?
Дети – Яблоньку.
Воспитатель – Вся яблонька румяными яблочками увешана. Что мы нарисуем?
Дети – Яблочко.
Воспитатель – Как мы изобразим речку?
Дети – Волнистой линией.
Воспитатель – Страшно было девочке в избушке Бабы Яги? Каким цветом можно нарисовать страх?
Дети отвечают
Воспитатель – Закрасьте клеточку черным карандашом.
Вот и вспомнили мы с вами сказку. Кто в этой сказке главный герой – девочка или гуси-лебеди? Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель – Кто в сказке злые герои?
Дети – Баба Яга, Гуси-лебеди.
Воспитатель – Рисунки помогут вам хорошо рассказать эту сказку своим родным.