Речевые игры – полезная необходимость в
развитии речи дошкольника.
Рекомендации воспитателя ГБДОУ № 14 Романовой Ольги Ивановны
Как нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас, счастливее и мудрее. А позаботиться об этом можно уже сейчас. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личности ребенка и подготовка его к дальнейшему обучению в школе.
Иногда родителям кажется, что если ребенок умеет читать, «напичкан» знаниями и навыками работы с компьютером, то он готов к школе. Но это совсем не так!
Важно, чтобы ребенок воспринимал задание взрослого, слышал его, умел работать по предлагаемому образцу. Хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций очень помогут успеху ребенка в школе.
Мало кто из родителей дошкольников задумывается на тем, что «недоразвитие» влечет за собой массу проблем в школьной жизни: дисграфию, дислексию, а то и попросту не умение составить предложение или пересказать текст.
По результатам исследований 55,5% детей приходят в первые классы в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса. Как же помочь малышу в овладении им устной речью, подготовить его к успешному обучению в школе?
Во-первых, старайтесь, как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка. Слу-шайте его внимательно с интересом, указывать на ошибки следует только после того, как ребенок закончит свой рассказ.
Во-вторых, обязательно читайте ребенку. Совместное чтение и, даль-нейшее обсуждение прочитанного, способствует развитию фонематического слуха, произвольного внимания, слуховой памяти. Пополняет его словарь. Спросите, понял ли ребенок значение незнакомого слова. Что кажется ему смешным в стихотворении. Почему? Понравилось ли это произведение вашему малышу?
В следующий раз попробуйте вместе пересказать его. Пускает на первых этапах этой работы, ребенок будет договаривать хотя бы по одному слову. В дальнейшем старайтесь сокращать объем вашего проговаривания, тем самым, наделяя главной ролью «второго рассказчика».
В-третьих, для лучшего запоминания, можно использовать в работе опорные схемы-картинки. Их можно рисовать самому взрослому или совместно с ребенком.
Например, рассказ Е. Чарушина «Слон». Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Например, стихотворение «Ромашки на кармашках»:
В-четвертых, чтобы ваши занятие были веселыми и ненавязчивыми используйте в них речевые игры: пятилетний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ним в игру «Кто больше»? По очереди называйте слова, которые начинаются на звук, например «К» выигрывает тот, кто назовет больше слов. Игру можно усложнить, называя слова, где заданный звук стоит в середине или конце слова.
Для закрепления того или иного звука, для овладения слоговой структурой слова, предложите ребенку игру «Подскажи словечко». Пусть он договаривает слова в небольших стихотворениях:
Спать пора!
Уснул …
Лег в коробку
На ….
Зайку бросила … -
Под дождем остался …
Со скамейки слезть не …,
Весь до ниточки ….
Игра «Слова-мячики». Эта игра расширяет словарный запас, помогает в развитии внимания, логического мышления и координации движений. Например, взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Аналогично можно играть с понятиями «один – много». Тренируя ребенка в создании форм единственного и множественного числа. Образовывать слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Например, «заяц – зайчик», «гриб – грибок». Учить называть притяжательные прилагательные «лиса – лисий», «волк – волчий», «заяц – заячий». Образовывать названия детенышей и наоборот называть их родителей. Например, «лиса - лисенок», «корова – теленок», «ягненок – овца», «цыпленок – курица».
Игра «Зеленый, красный, синий». У ведущего три мяча, зеленый, красный, синий. Все игроки заранее договариваются о следующем: тот, кому попадет зеленый мяч, должен назвать слово, относящееся к лесу, кому попадет красный – к огню и синий – к воде. По сигналу ведущего после ответа трех игроков мячи смещаются и игра повторяется.
Все эти игры расширяют словарный запас детей, тренируют их в работе с частями слова, учат изменять форму слова, составлять предложения . Речевые игры развивают все компоненты устной речи: пополняют и активизируют словарь детей, способствуют развитию грамматического строя речи и связной речи, что является хорошей подготовкой успешного обучения в школе.