ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА!
Рекомендации педагога-психолога ГБДОУ №14 ОБОЛЬЯНОВОЙ Е. М.
Нам, родителям, очень хочется дать своему ребёнку самое необходимое. И мы, конечно же, стараемся! Стараемся накормить, одеть, дать образование, научить, воспитать и устроить светлое будущее. И ещё хотим, чтобы было лучше, чем у кого-то. И в погоне за этим "лучшим светлым будущим" мы забываем, что самое главное для ребёнка — это присутствие родителей в его жизни, их внимание и тепло. Мы забываем или не успеваем, а иногда просто нет времени или сил, просто поговорить! Просто так, поговорить, расспросить, рассказать!!! А может быть, не умеем разговаривать со своими детьми, не понимаем их? Как часто Вам приходится повторять такие фразы:"Сколько раз тебе можно повторять? Почему ты не понимаешь с первого раза? Я что непонятно говорю? Почему ты всё делаешь по своему?" Ответ прост. Мы действительно непонятно объясняем, потому что не понимаем своих детей, мы не умеем их слушать и не знаем, как с ними говорить. Не они нас не слышат, а мы их. Это мы всё и всегда делаем по своему, не понимая потребности своих детей. Так что же делать?
Чтобы научиться разговаривать со своим ребёнком, нужно сначала научиться внимательно его слушать!!! Понаблюдайте, как разговаривает Ваш ребёнок!
Например:
- Если малыш разговаривает медленно, с трудом подбирает слова, задумывается над ответом, то и с ним нужно разговаривать спокойно, медленно, последовательно объяснять. Дайте ребёнку время обдумать сказанное вами, не торопите с ответом, не повышайте голос, не перебивайте. Если вы даёте задание малышу, обязательно обоснуйте, объясните почему "это надо сделать". Если Вы хотите, чтобы ребёнок Вас понял, говорите медленно и спокойно!
- Если Ваш ребёнок говорит быстро, практически выстреливая слова и фразы, неусидчив и подвижен, Вы видите, что время его внимания коротко, он, недослушав, переключает внимание на что-то другое, то в этом случае всё, что вы хотите донести до ребёнка, должно уместиться в первой короткой, чётко построенной фразе. Не нужно делать вступлений, пытаться долго и нудно завладеть его вниманием. Ваша фраза должна быть короткой, умещающей всю суть в первых двух предложениях. Если ребёнок пытается что-то Вам рассказать, задавайте вопросы: "Почему?", "Для чего?", "Как ты думаешь?". Учите его размышлять!!! И последите за собой, как Вы разговариваете со своим ребёнком? Возможно, ваш ребёнок так спешит, потому что Вы его перебиваете и не даёте объяснений?
- Если Ваш ребёнок замкнут, чувствителен, плаксив и часто держит обиды в себе, то к такому ребёнку нужен подход через ласку и нежность. Прежде чем начать разговор, нужно обнять его, приласкать. Не начинайте разговор резко! Используйте в разговоре слова "Ты чувствуешь", "Я чувствую", "Мне кажется". Используйте больше слов нежности и заботы, при этом поглаживайте ребёнка, держите за руку, обнимайте.
- Если Ваш ребёнок весёлый, общительный, жизнерадостный, всё время чем-то увлечён, то и разговаривать с ним нужно легко! Без агрессии и приказов. Задания не должны быть скучными и обычными, обыграйте в виде сказки или приключения, даже такое простое задание, как уборка игрушек. Увлеките ребёнка, используйте фантазию!
Ну и, конечно же, для любого ребёнка очень важны тактильные ощущения (прикосновения). Тактильные ощущения спины и головы очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и повышают иммунитет. Тактильные ощущения — огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребёнок может страдать физически, у него может снизиться настроение, он может страдать от недостатка любви.
Дорогие мамы и папы! Прикасайтесь к своим детям чаще!
Прикосновение — это тоже общение, это разговор с ребёнком без слов!