ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСКУССТВОМ ПЕЙЗАЖА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья воспитателя ЛЕБЕДЕВОЙ Елены Михайловны
Неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии, а также педагогическая практика свидетельствуют о наличии у детей огромных психофизиологических резервов. Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством.
Работу по восприятию живописи целесообразно начинать с пейзажа как с жанра, который при целенаправленной работе способен обогатить эмоциональный опыт детей, развить способность к сопереживанию, наблюдательность.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это - высшая степень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Актуальность. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество, а методика использования различных живописных приёмов при обучении изображению пейзажа способствует повышению выразительности рисунков старших дошкольников.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Дошкольник воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.
Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажем. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство Задачи исследования:
- Изучить особенности художественных материалов, техник, живописных приёмов;
- Определить задачи изобразительной деятельности для старших дошкольников;
- Провести анализ особенностей изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- Познакомиться с методикой работы по знакомству с пейзажем детей старшего дошкольного возраста;