«Мнемотехника в развитии речи детей».
Рекомендации воспитателя Проскуряковой Елены Ивановны
Развитие речи занимает одно из главных
мест в развитии ребенка. Взрослый учит
детей наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть
мир во всем его многообразии.
Используя эти наблюдения, а также различный литературный материал, дети
учатся рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном и услышанном, развивая
при этом как связность речи, так и ее содержательность, совершенствуя
выразительность речи. Очень важно, чтобы дети усваивали предложенный материал.
В школе им придется запоминать слова, схемы, формулы и т.д. Это потребует
большого напряжения. Поэтому необходимо развивать память дошкольников.
Мнемотехника –
это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема
памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее
использованием – развитие памяти, внимания, воображения, мышления. Известно, что основное содержание памяти
дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений
природы, событий, предметов,
их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для
рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие
понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Чтобы
избежать отрывочности представлений,
формирующихся у ребенка, следует организовать его активную деятельность,
включая материал для запоминания.
Дошкольный
возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми
ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные
эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные
модели, схемы, таблицы и т.п.) Главное направление развитие образного мышления,
воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и
пространственному моделированию. Способность к замещению является
фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у
ребенка богатое воображение, способность к замещению, различным
преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо научить его «читать»
графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо
символом реальный образ, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы,
т.е. пользоваться «заместителями». В своей работе с детьми мы используем
следующие материалы:
мнемотаблицы - схемы, в
которые заложена определенная информация. Работа с ними значительно сокращает
время обучения и решает задачи развития основных психических процессов, перекодирование
информации и развитие мелкой моторики рук при воспроизведении таблицы.
Коллажи – лист бумаги,
на который накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры.
Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Работа с коллажем
закрепляет различные методы запоминания, развитие фотографической памяти,
расширение словарного запаса, образного восприятия. Данный метод работы очень
нравится детям и приносит свои результаты.