КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Рекомендации педагога-психолога Тутаевой Е.Е.
Процесс развития ребенка
протекает не плавно и гладко, а как бы рывками или скачками. В эти моменты
меняется ситуация развития и наступают кризисы. Собственные возможности,
способности и умения детей непрерывно увеличиваются, растут. А родители и
другие члены семьи видят детей с позиции вчерашнего дня, с точки зрения того,
что хотели, умели и любили они раньше, и в соответствии с этим строят свои
отношения с детьми.
По мере взросления ведущая, определяющая роль взрослого уходит на второй план. Все большее число действий может быть выполнено ребенком самостоятельно, но взрослым часто кажется, что их ребенок остается тем же и все так же нуждается в их опеке и помощи. Так в ходе развития возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их со взрослыми. Они порождены инертностью восприятия и мышления, неистребимой верой родителей в то, что они навсегда останутся самыми нужными для своих детей.
Разрешение этих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными по той причине, что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты: капризность, своеволие, негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в общении с ребенком, но в большинстве случаев трудности носят временный характер. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, устанавливают новые требования, предоставляя большую самостоятельность, негативные формы поведения исчезают.
По мере взросления ведущая, определяющая роль взрослого уходит на второй план. Все большее число действий может быть выполнено ребенком самостоятельно, но взрослым часто кажется, что их ребенок остается тем же и все так же нуждается в их опеке и помощи. Так в ходе развития возникают противоречия между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их со взрослыми. Они порождены инертностью восприятия и мышления, неистребимой верой родителей в то, что они навсегда останутся самыми нужными для своих детей.
Разрешение этих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными по той причине, что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты: капризность, своеволие, негативизм, упрямство, строптивость, склонность к бунтарству, ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Это создает трудности в общении с ребенком, но в большинстве случаев трудности носят временный характер. Как только взрослые меняют свое отношение к ребенку, начинают воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, устанавливают новые требования, предоставляя большую самостоятельность, негативные формы поведения исчезают.
Особенности
возрастных кризисов
Кризис первого года жизни – выражается в стремлении ребенка к примитивной
физической самостоятельности. Познать свойства и назначение различных вещей –
вот основная задача этого возраста. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо
него – вот самый короткий путь к изживанию негативных проявлений кризиса одного
года.
"Кризис трех лет” (наступить может от 2,5 лет до 4 лет) – стремление самостоятельно, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы. Положительный момент этого кризиса – появление самосознания детей. Родителям стоит лишь проявить уважение к стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается сторицей оправдать все ожидания, стараясь стать истинным помощникам взрослым.
Кризис 6-7 лет (может начаться и в 5,5 лет) – протекает более очевидно и болезненно. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению обладают уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Дети начинают понимать, что собственного опыта им для этого недостаточно, появляется тяга к научно - теоретическим обобщенным знаниям, накопленным человечеством. Дети тянутся к новой деятельности и именно в этот период формируется готовность к школьному обучению. Школьное обучение будет успешным и даст стойкие положительные результаты, если совпадет по срокам с началом кризиса, то есть когда на смену игровой мотивации придет глубокая познавательная мотивация. Непререкаемым авторитетом для ребенка теперь будет тот, кто поможет войти ему в мир научного знания. Развитие ребенка теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции.
"Кризис трех лет” (наступить может от 2,5 лет до 4 лет) – стремление самостоятельно, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы. Положительный момент этого кризиса – появление самосознания детей. Родителям стоит лишь проявить уважение к стремлению ребенка стать самостоятельным, и он постарается сторицей оправдать все ожидания, стараясь стать истинным помощникам взрослым.
Кризис 6-7 лет (может начаться и в 5,5 лет) – протекает более очевидно и болезненно. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. Дети стремятся стать равными взрослым, которые, по их мнению обладают уникальными бесценными качествами всезнания и всемогущества. Дети начинают понимать, что собственного опыта им для этого недостаточно, появляется тяга к научно - теоретическим обобщенным знаниям, накопленным человечеством. Дети тянутся к новой деятельности и именно в этот период формируется готовность к школьному обучению. Школьное обучение будет успешным и даст стойкие положительные результаты, если совпадет по срокам с началом кризиса, то есть когда на смену игровой мотивации придет глубокая познавательная мотивация. Непререкаемым авторитетом для ребенка теперь будет тот, кто поможет войти ему в мир научного знания. Развитие ребенка теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции.