КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ
Рекомендации учителя-логопеда ГБДОУ №14 Василеостровского района Санкт-Петербурга
ШУЛЕКИНОЙ Людмилы Евгеньевны
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, предлоги, приставки в однокоренных словах и т.д.
Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Учитывая вышесказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в которые вы можете поиграть со своим ребенком дома и даже на улице.
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Взрослый называет слово, ребенок определяет в нем последний звук и называет свое слово, начинающееся с этого звука. Например: акула-ананас-санки-игла…
НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК
Взрослый называет слова и предлагает ребенку сказать, какой общий звук встречается во всех этих словах и где он слышится (в начале, в середине или в конце). Например: комар, повар, загар, пожар, омар, сахар…
КТО БОЛЬШЕ
Посоревнуйтесь с ребенком, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. Используйте какие-то фишки, и затем, по их количеству выдается приз победителю.
КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ
Игра с мячом. Взрослый начинает слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить слово определенным звуком. Бросая мяч, ребенок произносит слово, которое получилось. Например:
Мама: до…
Ребенок: дорога
Мама: са…
Ребенок: санки
СОБЕРИ СЛОВО
Взрослый просит ребенка собрать спрятанное слово, которое получится изка первых звуков данных слов. Например:
Хобот, осы, рак – хор
Шишка, утка, мак – шум
Ракета, аист, колобок – рак
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук О:
А У О И Ы А А Ы У У О О
НА КО ДЫ ШИ НИ ТО ЛО СЫ ВО
СОК ДЫМ ЛАК МОЛ ПАРК ОКНО
НАЗОВИ СВОЕ СЛОВО
Взрослый называет слово, начинающееся с твердого согласного звука и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного. Например:
Мама: кот
Ребенок: кит
Мама: танк
Ребенок: тень
Затем можно поменяться местами. Взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребенок продолжает с твердого.
ПРИДУМАЙ СЛОВО
Взрослый называет любое слово, а ребенок придумывает слово, которое звучит похоже. Например:
РАК-БАК
ДЫМ-ДОМ
БИДОН-ЛИМОН
ОТГАДАЙ СЛОВО
Взрослый предлагает ребенку отгадать слово по первому и последнему звуку.
Обязательно надо подсказать, что оно обозначает (это овощ, или игрушка, или мебель, или животное…). Например: Это инструмент. Первый звук «М», последний «К». Ответ: МОЛОТОК.
НАЙДИ САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО
Например:
Дом, шкаф, самокат, сыр
Каша, ложка, гном, велосипед
Так же можно попросить найти самое короткое слово.