Понедельник
30.12.2024
19:00
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

Рекомендации учителя-логопеда ВЕЛИМЕЕВОЙ Раисы Адилевны

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ?

ДИЗАРТРИЯ – это тяжелое и сложное нарушение речи, выражающееся в расстройстве звукопроизношения. Для дизартрической речи характерны неясность, смазанность произношения. О такой речи говорят: «Будто каша во рту». Речевые нарушения при дизартрии выражаются в грубом и стойком изменении произношения многих звуков. Часто подобные нарушения речи может сопровождаться изменением прикуса, зубной дуги и формы неба, короткой уздечки языка. Все эти нарушения касаются только произносительной стороны речи, при этом понимание речи, объем словаря и грамматический строй не страдают, но могут запаздывать в своем развитии.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ДИЗАРТРИЯ?

Дизартрия возникает в результате поражения артикуляционной моторики. Это значит, что все движения артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, щёк) затруднены, замедлены, неточны.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДИЗАРТРИЯ?

У детей-дизартриков обычно язык неспокойный, напряженный, горбится, оттягивается внутрь рта, отклоняется в сторону. Иногда наблюдается западание левой или правой стороны языка, а также склонность к сужению, высовыванию его изо рта во время речи. Часто нарушена подвижность не только языка, но и губ, мягкого нёба. В зависимости от того, преобладает ли расстройство языка, губ или мускулатуры мягкого нёба, страдает произношение тех или иных звуков.

Кроме нарушений звукопроизношения, у детей-дизартриков наблюдается общая неловкость в движениях, неуклюжесть, неумение прыгать, бегать. Отмечается также недостаточная развитость мелкой моторики пальцев рук. Такие дети часто плохо себя обслуживают, медленно одеваются, обуваются, плохо пережевывают пищу, не умеют задержать и проглотить вовремя слюну (слюнотечение).

Тяжелое нарушение речи и общей моторики может влиять на общее развитие и характер ребенка. Такой ребенок бывает застенчивым, необщительным, обидчивым.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ДИЗАРТРИЕЙ?

При подобном отклонении логопедическая помощь направлена не только на преодоление речевых нарушений, но и на развитие общей и мелкой моторики и на воспитание личности ребенка.

Сроки преодоления описанных выше дефектов зависят от тяжести нарушений, от возможностей ребенка, а также от понимания ситуации родителями и их ответственного отношения к коррекционно-педагогическому процессу.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Дома можно начать с выполнения артикуляционной гимнастики.

Выполнять перед зеркалом, 5-15 минут. Каждое упражнение делать 5-6 раз под счет.

 

1. Открыть широко рот. Затем медленно закрыть. 

2. "Шарик". Поочередно надувать щеки и втягивать их внутрь

4. «Резинка». Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку («хобот»).

5. Высунуть широкий, спокойный, распластанный язык («лопатка»), подержать немного, затем убрать.

6. «Качели». Рот широко раскрыть, кончиком языка дотянуться до бугорков за верхними зубами, затем опустить за нижние зубы.

7. «Маятник». Улыбнуться, узкий язык отвести вправо, затем влево.

8. Вытянуть узкий язык вперед «Иголочка».

9. Тянуть язык к носу.

10. «Вкусное варенье». Круговыми движениями языка облизать губы («слизнуть варенье с губ») – по часовой стрелке и против часовой стрелки.

11. Круговым движением языка облизать зубы внутри рта («чистим зубки»).

 

12. Положить широкий язык на верхнюю губу, затем опустить его на нижнюю губу.

 

 

13. Положить широкий язык на верхние зубы, затем опустить его на нижние зубы.

 

14. Пощелкать языком («как лошадка скачет»), широко раскрывая рот, с силой присасывая язык к нёбу.

 

15. Присосать язык к нёбу, как будто приготавливаясь щелкнуть, и удержать язык в этом положении некоторое время, при этом натягивается уздечка языка («грибочек»).

16. «Конфетка». Кончиком языка поочередно упираться в правую и левую щеку, щеки при этом не надуваются.