Суббота
21.12.2024
16:50
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

Формирование социальных представлений у дошкольников с тяжелым нарушением речи и интеллектуальной недостаточностью в ходе совместной деятельности педагога и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Опыт работы

учителя – дефектолога ГБДОУ № 14 компенсирующего вида Василеостровского района Санкт-петербурга

Дмитровой Ирины Львовны

 

 

Актуальность работы

 

Отечественная психология исходит из положения, что ребенок является в мир генетически социальным существом, так как даже внутриутробное развитие происходит в социальной среде. Вся индивидуальная жизнь ребенка  с момента рождения невидимыми нитями вплетается в сложную систему социальных связей.

Учеными  доказано, что ребенок с проблемами в развитии испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не имеет возможности их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.

Социальные исследования детей с  задержкой психического развития  и общим  недоразвитием речи показали качественное своеобразие проявлений ОНР и ЗПР, возможность коррекции последних определяется созданием социальных образовательных условий. Не последнее место в программах коррекции занимает такое направление работы  как ознакомление с социальными явлениями, отвечающее потребности в общении в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми, помогающее осознать себя как часть социума, как одного из людей, имеющего общие с другими людьми черты.

Таким образом, проблема приобщения ребенка к миру  социальных связей и отношений является для нашего дошкольного учреждения актуальной.

Наше дошкольное учреждение, являясь коррекционно – развивающим, занимается коррекцией и компенсацией задержки психического развития и тяжелых нарушений речи, в частности общего недоразвития речи. В нашем учреждении воспитываются дети в возрасте от трех до семи лет.

 Психологическая структура задержки психического развития определяется недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений и трудностями становления знаковой функции сознания, что неблагоприятно влияет на формирование как различных видов деятельности детей, в том числе и общения, так и базисных основ личности. Все это значительно затрудняет вхождение детей этой категории в мир социальных отношений.

Важное место в воспитании дошкольников занимают праздники, ибо они объединяют в себе все элементы воспитания: песня, игра, сказка, загадка, художественная деятельность и др.

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях была разработана    обучающая   методика. Целью обучения было формирование целостных и системных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью и общим недоразвитием речи, связанных с трудовой деятельностью человека и отдыхом (праздниками).

Для достижения поставленной цели в обучении предполагалось решить следующие задачи: Развивать познавательный интерес детей к социальным явлениям, т.к. дошкольное детство является таким периодом в жизни человека, когда наиболее выражено его биосоциальная сущность, а ребенок находится в «фокусе» равнодействующих влияний со стороны природы и социума. Он активно пытается определить свое место и свое отношение к природным и общественным явлениям.

Обеспечивать полноту, устойчивость, целостность представлений, которые нашли бы свое отражение в игре, рисовании и речи. Так как  умственное развитие является составной частью социализации, а первые семь лет жизни ребенка А.Н.Леонтьев называл периодом его «очеловечивания» и особо подчеркивал важность овладения ребенком необходимыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способности к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа).

Поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых как носителю социального опыта, знакомить с их разнообразной деятельностью, личностными качествами; вызывать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых.

Формировать у дошкольников устойчивые, обобщенные, схематизированные, эмоционально окрашенные представления о жизни общества, о связи времен, культурном наследии, об «образе собственного дома» с его укладом, традициями, стилем  взаимоотношений.

Для решения поставленных задач социализации  детей с задержкой психического развития  и ОНР  дошкольного возраста была разработана коррекционная, социально направленная  модель обучения, в которой центральное место занимает обучение детей ролевой игре, драматизации, рисованию и речевому общению (в частности рассказыванию по картине).  Комплекс педагогических воздействий обеспечивает формирование у детей социальной направленности, формирование представлений о социальных явлениях (трудовой деятельности людей и праздниках), выделения и осознания различных уровней и видов социальных отношений, а также способности отражать (моделировать) эти отношения в указанных видах деятельности.

При этом в значительной степени развивается такой необходимый показатель развития, как произвольность (управляемость) поведения, а также развитие коммуникативных способностей.

Ведущими принципами обучения являются: комплексный подход к построению занятий; одновременное использование заданий, требующих применения различных алфавитов кодирования (знаков); моделирование ситуаций общения (коммуникативный принцип); принцип сотрудничества взрослого и ребенка; принцип учета потребностей детей дошкольного возраста; социальная направленность поведения, личности, деятельности и т.д.  Специально организованная   деятельность, таким образом, в большинстве случаев строится комплексно: наряду со специализированными видами деятельности, к примеру, рисованием, проводятся такие, на которых применяются элементы игровой драматизации со словесным сопровождением, схематические зарисовки отдельных фрагментов или серий последовательных эпизодов для создания целостного события, рассказывание по картине и т.д. Сочетание словесных, игровых и графических знаковых структур зависит от программных задач, разрабатываемой тематики, возрастных и умственных возможностей детей.

Все проводимые обучающие мероприятия  можно, таким образом, разделить на специализированные подгрупповые (развитие речи на основе обучения рассказыванию по картине, рисование и лепка, конструирование, обучение игре); комплексные  подгрупповые;  индивидуальные.

Коррекционная работа начинается с пробуждения у  детей внимания и интереса к праздникам.

В ходе занятий ставятся следующие задачи: выделить социальные отношения, сделать их объектом специального наблюдения и восприятия;

научить воспитанников выражать свои отношения в действии; помочь ребенку в освоении соответствующего словаря; научить детей выделять социальные явления (праздники) из ряда других бытовых ситуаций и связывать их с собственным жизненным опытом; актуализация коммуникативного опыта в процессе рассказывания по картине; обеспечение возможности практического использования усвоенных умений, навыков в поведении и общении.

  Основным принципом воспитания и обучения является обязательное раннее включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую, сохранение и использование природы и других факторов окружающей среды) вместе со взрослыми. Эта коррекционно-развивающая система должна обеспечить формирование национального самосознания личности и через это – возрождение наций и народов. В этом и состоит одна из важнейших функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях. Основой планирования коррекционно-воспитательной деятельности в детском саду стали праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом  жизни, включает в себя народные и национальные  традиции. Везде есть традиционные праздники, т.е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада свои.  Планируя коррекционно-воспитательную деятельность нашего детского сада, были отобраны наиболее характерные для данного региона праздники, т.е. создан свой праздничный календарь. В нем были выделены праздники, общие для детского сада и групповые. Отобранные праздники и составили содержательную основу, т.е. базу планирования работы .

        Для детей в детском саду игровая деятельность имеет особое значение. Через нее ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Другими словами, игра является одним из основных средств социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности.   Планируя работу, мы руководствовались  следующими принципами:  

-   изучение местных условий, особенностей и воспитательных возможностей (семьи и детей, возможностей родителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям);

-   четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период; отбор учебно-воспитательной деятельности из Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкиой, Г. Г. Голубевой и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной  и Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Л. Б. Баряевой , И Г Вечкановой, О.П. Гаврилушкиной  в  соответствии с поставленными целевыми  ориентирами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому из направлений деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду); организация совместной деятельности воспитателя детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи); изучение и учет возрастных, индивидуальных и типологических особенностей детей.   Основу этой системы составляют  праздники, дающие возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, родителей др.)  После проведения праздника коллектив воспитателей, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель вместе с родителями, принимавшими участие в его подготовке и проведении, подводят итоги. Оценка ставится по следующим показателям:

активность и самодеятельность детей в подготовке и проведении праздника;

-уровень  мотивированности и заинтересованности, продемонстрированные детьми;

-индивидуальный подход, корректировка поведения и деятельности отдельных детей в процессе подготовки и проведения праздника;

-степень участия различных групп детского сада,

- оригинальные находки воспитателей в стимулировании интереса детей к проводимому мероприятию;

- творческий уровень и качество работ для конкурсов и выставок; степень участия родителей в подготовке и проведении праздника.

 Итоги праздников обсуждались и с детьми, педагоги узнавали, что было для них интересного, что бы они хотели предложить для будущих праздников, выясняли, что им не понравилось и почему, совместно рассматривались фотографии, сделанные на празднике.

Праздники и досуги в детском саду

Сентябрь      «Встреча с новыми друзьями»

Октябрь        «Очей очарованье…»

Ноябрь          «Моя семья»

Декабрь         «Новогодний  карнавал»

Январь           «Зимушка - краса»

Февраль         «День здоровья»

Март               «8 марта»

Апрель            «Праздник радуги»

Май                 «Бал выпускников»

Востребованность данного опыта.

Материал может быть переработан в зависимости от интересов и особенностей детского коллектива.

Широкая гамма фактического материала в виде сказок, пословиц, стихов, загадок, песен позволяет использовать его для создания новых праздников, игр, утренников, для работы с родителями.