ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ
Рекомендации учителя-дефектолога Клементьевой С.В.
Задержка психического развития и недостаточное развитие интеллекта затрудняет обучение и воспитание детей, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Поэтому такие дети нуждаются в правильно организованном коррекционном обучении и воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся нарушений.
Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога-дефектолога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребенка, являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало коррекционной работы, поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами.
Даже ребенок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье и родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные навыки в домашних условиях. В связи с этим папы и мамы нуждаются в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.
Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время. Если недостатки воспитания условно нормативно развивающегося ребенка могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он способен многое усваивать самостоятельно, то развитие ребенка со снижением интеллекта всецело зависит от участия окружающих.
Начинать регулярные занятия с ребенком необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а каждый день. Помощь ребенку - это длительный и непрерывный процесс, который требует определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.
Очень важно, чтобы ребенок овладел элементарными санитарно-гигиеническими навыками, навыками общения, имел представления об окружающем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Надеемся, что данные методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка, научить строить с ним общение, помочь сформировать качества, необходимые для успешной учебной деятельности и более полно адаптироваться в окружающей жизни.
Начиная работу с ребенком, имеющим отклонение в интеллектуальном развитии, родителям следует помнить следующие правила:
Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
Вносите в свою жизнь и жизнь ребенка больше положительных эмоций.
Чаще хвалите ребенка. Не ругайте в случае неудачи.
Обучение должно иметь практическую направленность.
Слово необходимо сочетать с действием.
Учитывайте физическое состояние ребенка.
Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь.
Развиваем внимание:
Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является способность быть внимательным при выполнении какого-либо задания.
Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (рассматриваем картину, слушаем песню, мастерим поделку и т.д.); в ходе мыслительных операций (сравниваем, классифицируем и т.д.); при речевом общении (следим за речью собеседника) и т.д.
Бросая взгляд на объект, дети со снижением интеллекта видят в нем меньше отличительных признаков. У них снижена длительная активная концентрация внимания, малейшие помехи отвлекают их. Снижена способность к распределению внимания между различными видами деятельности.
Существует множество упражнений, игровых заданий, направленных на развитие внимания у детей. Дети приучаются не только смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать. Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительный результат. Так, лепка, рисование, конструирование, оригами развивают не только внимание, но и мелкую моторику, что в свою очередь влияет на формирование головного мозга и способствует развитию речи.
Примерные виды заданий
Различные корректурные пробы. Задания могут быть следующие: вычеркнуть одни фигуры, буквы, цифры, подчеркнуть другие, расставить знаки.
Кодирование: поставить значки под цифрами, буквами.
«Что изменилось?»
«Найди пару», « Найди два одинаковых предмета среди многих».
«Наоборот» - отвечать на вопрос словом и противоположным кивком головы.
«Найди ошибку» - в примерах, текстах, расположении и рассортировке фигур.
«Сделай так же».
«Съедобное - несъедобное»,
«Летает - не летает».
И многие другие.
Развиваем ощущение и восприятие:
У детей с нарушением интеллекта образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами. В играх, на прогулке, в каких-либо делах необходимо обращать внимание на те или иные предметы, явления, их свойства. Надо стараться сделать процесс восприятия осмысленным, манипулируя предметом, узнавать его свойства, учить вычленять в предмете его части, форму, цвет.
Примерные виды заданий
«Почтовый ящик» - положи фигуры в коробку с прорезями.
«Волшебный мешочек» - узнай фигуру на ощупь.
«Конструирование из палочек, геометрических фигур».
«Мозаика» - выложи узор по образцу.
«Найди клад» - выполнение действий с закрытыми глазами по команде.
Разрезные картинки, пазлы, кубики.
Дорисуй предмет.
Что бывает красным (синим, зеленым и т.д.)?
Пройди лабиринт.
Что вырезали?
Развиваем мышление и речь
Особое внимание следует уделять развитию мыслительных процессов, так как они наиболее сложны для детей со сниженным интеллектом. Им характерна леность мысли (проще ответить «я не знаю», чем думать). Они редко задают вопрос «почему?» Поэтому следует побуждать ребенка к творчеству, активизировать их прошлый опыт, знания. Им нельзя давать готовый ответ, необходимо побуждать их самим выбрать способ действий. И, конечно, чем бы вы ни занимались, особое внимание уделяйте речи ребенка. Разговаривайте с ним, побуждайте его рассказывать о том, что он видел, как прошел день.
Примерные виды заданий
Отгадывание и придумывание загадок.
Задачи-головоломки.
Продолжи ряд
Дорисуй фигуру
Что лишнее?
Чего не хватает?
Назови одним словом
Скажи наоборот - подбор слов с противоположным значением.
Составь из букв слова
Назови слово, которое начинается с последней буквы предыдущего.
Назови ласково
Закончи предложение.
Нелепицы
Систематически занимаясь с ребенком, не забывайте, что от однообразной работы дети устают, поэтому надо разнообразить виды деятельности. Не следует считать, что сегодня мы развиваем мышление, завтра внимание и т.д. Эффективными занятия будут только тогда, когда органично включены в каждый день: беседуем, играем, обучаем различным способам решения задач, побуждаем к высказыванию во время прогулки, во время домашних дел.
Жизнь богата возможностями для всестороннего развития личности, и задача родителей помочь в этом своему ребенку.