Суббота
21.12.2024
16:50
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Баннеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

 

БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Рекомендации по использованию пособия воспитателя СМИРНОВОЙ Елены Валерьевны


    Важнейшая задача воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Поэтому эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
    На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
    Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
     В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.
    На мой взгляд, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
    Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький); 
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

КАЖДАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЧЕТЫРЬМЯ ПРИЗНАКАМИ: ФОРМОЙ, ЦВЕТОМ, РАЗМЕРОМ, ТОЛЩИНОЙ. В НАБОРЕ НЕТ НИ ОДНОЙ ОДИНАКОВОЙ ФИГУРЫ.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. 

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дошкольники начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста: от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.  
Играя с малышом необходимо понимать, что дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с ребенком, установите, на какой ступеньке находится ваш малыш. Сделать это не сложно. Примерно ориентируясь в уровне развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения. Если ребенок не справляется, предложите ему предыдущее по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок сам не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение задачи и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Если же передержать ребенка на определенной ступени или наоборот давать более сложные задания, то интерес к занятиям может исчезнуть. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Игры с блоками Дьенеша:
«Кодовый замок» или «третий лишний»
На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. 

 

За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку и т.д. Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.
Например: Лишняя красная фигура. Потому, что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

 «Найди клад» или «Куда спрятался щенок»
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.
1 вариант
Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз¬личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока¬зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечает ребенок.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант
Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

«Раздели блоки» 

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

 


В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.
Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности! 
Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть еще и еще.
И вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления! Удачи!